Войти
Ru

Тюркский язык

До сих пор считалось , что тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры как и сами тюркские племена. Несмотря на это исследователи Казахстана находят многочисленные подтверждения тому, что они имеют еще более древнее происхождения. Феноменально, что этот язык несмотря на свою древность и наличие огромного числа диалектов, мало изменился на протяжении пяти тысячелетий. Смысл многих имен правителей Шумер понятен даже современным казахам, поскольку он наиболее близок к нему. (12, 3) Например в книге Шахмурада Куанганова <Арий-гунн> , имя первого известного шумерского деятеля Эн- Менбарагеси переводится "отныне я есть отец народа" , название города Киш как "кирпичный" , а название Аккада - " белоколонный". Имена богов Шумер Ана и Уту означают <Мать> и <Огонь>. ( 3, стр. 32, 38) Первоначально считалось, что письменность Аккад была совершенно отличной от шумерской как и само их происхождение.

Последние исследования показывают, что между жителями Шумер и Аккад не было этнического противостояния, как это считалось раньше и замена языка Шумер на язык Аккад произошла таким же естественным путем как и замена всех древних языков на более современные. (2) . Имя аккадского царя Саргона также можно прочитать <ис> (работа) и <аргон> ( название рода). Имена его сыновей и внука Римуш, Меништису и Нарам-Суен также состоят из отдельных слов тюркского словаря и такая традиция давать многосоставные имена сохранилась до сих пор. Дворец Саргона называется Дур-Сарукин , что переводится как <великолепное сокровище>. Именно Саргон открыл остров Кипр и назвал его словом Алаш, которое сейчас считается синонимом слова <казах>. Название города Ниппур на берегу рек переводится как <буйный, селевой> как и название реки Днепр в северном Причерноморье, котороя также было местом обитания тюрков в древности. Считается, что слово шумер произошло от названия " земля Шинар", которое является названием дерева у казахов. Искусство Шумер поражает своим реализмом, миниатюрной точностью и утонченным вкусом.

Стиль изобразительного искусства Шумер похож на "звериный стиль" жителей Центральной Азии, хотя и носит более спокойный умиротворенный характер, антагонизм и борьба были характерны для искусства более позднего периода в истории Мессопотамии - Ассирии, имеющего сходство не только с искусством Шумер, но и финикийцев и скифов Причерноморья. Сходство с центральноазиатскими традициями хорошо видно в обычае Шумер хоронить своих королей вместе с предметами обихода и искусства , а иногда вместе с сопровождающими слугами. Изображения королей и государственных деятелей Шумер показывают их одетыми в традиционную для Центральной Азии шапку из овчины тонкой выделки, с завитой бородой и усами. Интересно отметить, что брови мужчин и женщин изображались густыми и сросшимися на переносице, что считалось признаком красоты. На юге Казахстана и в Средней Азии до сих пор женщины в деревнях выращивают в огородах растение "усьма" , сок которого используется для того, чтобы придать бровям подобную форму.

Путь, по которому жители Центральной Азии могли проникнуть в Мессопотамию, а также причины этой миграции еще обсуждаются. Традиционно считалось, что культура Центральной Азии развивалась благодаря влиянию древних цивилизаций на территории Мессопотамии, Малой Азии, Ирана, а главной трассой, связующей эти территории считался Кавказ. Однако теперь напрашивается новая версия: появление шумер из Центральной Азии на территории Мессопотамии, причем это было возможно морским путем через Индию или прямо через Иран. В пользу подобного предположения можно привести исследование эпоса Шумер, в частности поэмы о Гильгамеше, где речь идет о великом потопе и о короле, спасшемся вместе со своим народом на лодке (11). Оказалось, что этот король по имени Utnapishtim, судя по описанию местности в поэме, прежде жил в Центральной Азии. Не случайно в памяти казахского народа до сих пор остались названия городов Месопотамии, таких как Бабыл (Вавилон), Абыл (Эбл), Асра (Эсра), Басра.

Легенда о Вавилонской башне гласит, что в древности люди говорили на одном языке но боги наказали их и разделили на народы, которые говорят на разных языках. Насколько это отражает реальность? Возможно ли , что люди имели один и тот же общий я зык, прото- язык всего человечества или хотя бы части его? Лингвистика дает серьезные основания так думать. Но это дело науки будущего. Так это или нет, но очевидно, что язык Шумер наиболее приближен к первоисточнику- протоязыку всех людей или группы народов, проживавщших на территории Евразии. Он обнаруживает сходство с тюркским, семитским, персидским, древнеиндийским и другими. Сходство с тюркским (туранским) в формировании слов, порядке слов, но не в этимологии.

Ш. Куанганов считает, что культура древних финикийцев, лидийцев и хаттов также яляются центральноазиатскими по происхождению. Его исследования основаны на изучении географических названий мест проживания тюрков на территории Европы, в частности он проследил название одного из крупнейших казахских племен Аргун. Приведем некоторые его утверждения, сделанные на основе исследования. Племена тюрков занимались торговлей по морю и построили на Пиренейском полуострове города-государства Кордова и Тартес. Процветанию Тартоса способствовала добыча и торговля серебром, а посредничество в торговле серебром между Тартесом и Передней Азией, по словам Геродота, обусловило рост и процветание городов Средиземноморья. Одним из важнейших торговых центров был остров Алаш (Крит), откуда на Тартос завозились лес и медная руда. Ряд исследователей считает, что бронза была впервые привнесена в Европу торговцами с острова Крит, где было обнаружено большое количество вооружения из бронзы, хотя на самом острове было немного рудных месторождений. Известно, что Сreteans and Pelasgians жили на территории острова Крит, а также также Греции и на юге Балкан. Предполагается, что они пришли из Малой Азии в начале 3 тысячелетия, их язык похож на язык Luvian. Их культура, называетсясь Minoan и явилась фундаментом для построения греческой культуры. Знаменитый корабль <Арго> был построен в Фессалии, на севере Иллирии, которая была заселена переселенцами из Азии.

Ученые давно заметили , что древнее искусство Анатолии, представленное в захоронениях типа Аlaca Huyuk, имеет те же характерные черты, как и искусство скифов- номадов. (7) Как известно первой цивилизацией, использововшей индо-европейский язык, была империя Хеттов. Хетты захватили и присоединили к своим владениям государство, которое aссирийцы называли Great Hutti, относящихся к одной из групп скифов, проживавших на Ближнем Востоке (8). Письменность хеттов была продолжением письменности хаттов. Слово <хатты> означает на казахском языке <грамотный> и является символом высокой культуры и в настоящее время. Хетты также развили математические исследования хаттов, в частности формулы для вычисления геометрических фигур за четырнадцать веков до Пифагора, Архимела и Эвклида. Боги и вожди Аргунов стали богами и героями греческого пантеона, например, Зевс, Прометей, Артемида, Апполон. Многие древнегреческие философы были скифского происхождения, например, Анахарсис, Аркесилай, Демокрит.

Скифы Лидии были известны своим ремеслом и торговлей, они первыми в истории человечества начали печатать монеты, а знаменитый царь лидян Крез прославился покровительством науке и искусству. Слово "финикийцы" было введено в обиход учеными для отделения железного века от бронзового в Малой Азии, они способствовали если не изобретению, но распространению его в древности. Они имели колонии по всему побережью средиземноморья в 11 веке до нашей эры. Влияние финикийцев на развитие европейской цивилизации было еще более значительным. Известно, что они были искусными мореплавателями, строителями, торговцами и администраторами. Самым большим вкладом финикийцев в человеческую цивилизацию считается изобретение алфавита (8) Согласно греческой легенде сын финикийского царя обучил греков письму.

В городах Финикии возникла первая форма демократии, основанная на представительстве знатных людей города, решавших важные вопросы в жизни города, которая несомненно послужила примером для древнегреческой и римской демократии. Даже рабы в Финикии имели возможность зарабатывать деньги, иметь имущество и выкупить свою свободу. Одного из царей Финикии звали Аге-нор, то есть <лучезарный отец>. В истории остались имена финикийцев Чекер -Баал и Баал-Бек, комплекс храмов Баал -Бека считатся одним из чудес света. Слово <бек> означает старшего или должность, титул, а слово Баал было именем бога финикийцев, в настоящее время имеет несколько значений- мед, сладкий, радость и счастье. Города финикийцев Акко и Ушу переводятся как < белый лебедь> и < лететь>. Обычай принесения в жертву невинного ягненка сохранился с древнейших времен, когда финикийцы, лидийцы и другие скифские народы Малой Азии собирались на вершине горы специально для совершения ритуальной жертвы. Культ агнца был в древности общим для населения Центральной Азии. В представлении казахов народа именно баран - агнец был выше всех других животных, даже льва.

Ляззат Давлетова.