Войти
Ru

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Академия наук Республики Казахстан.
Отдел редких книг Центральной научной библиотеки.
Научно-практическая конференция,
посвященная 70-тилетию библиотеки. 18 сентября 2002 года


Халидуллин Олег Ханышевич.

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире.

20 лет назад дядя - старший брат моего отца, Сангиспаев Набиш Халидуллович поручил систематизировать многочисленные записи родственников, которые он собирал всю свою жизнь, регулярно посещая аксакалов Семипалатинской области. Это были фрагменты шежире рода найман, изложенные в форме упорядоченных списков имен или в форме схем множества прямоугольников с именами.
Я начал интересоваться и собирать различные брошюры и книги, где были найманы. Особенно много поступлений появилось после развала Советского Союза.

К 2000 году, когда дядя умер, было собрано достаточно много книг, в которых оказалось множество материалов и по многим другим родам. На поминках я пообещал поставить дяде своеобразный памятник. Создать сайт - шежире всех казахов. Таким образом, незначительная цель частного, семейного характера переросла в продукт общественно-патриотического плана всего казахского народа.
Был создан сайт Единое Шежире.

Оказалось, что сайт www.elim.kz - не окончание работ, а основа бесконечной летописи. Многочисленные письма и отзывы на сайте показывают, что этот проект нужен казахам. С каждым днем увеличивается поток данных пополняющих Шежире. Пишут казахи из многих стран мира: из Америки и Германии, Японии и Китая, Саудовской Аравии и России.

Основы создания Единого Шежире.

Одной из основных задач написания шежире - это размещение ветвей древа на стандартных форматах. Анализ книжных вариантов показывает, что наиболее плотно укладываются просто списки последовательности имен, следующих друг за другом. Начала цепочек берутся от конца предыдущих без каких-либо правил. Однако поиск конкретных имен требует чтения всего списка. Схемы расположения прямоугольников на странице читаются легче, но возникают проблемы заполнения страниц. Остается много свободного пространства. Также затруднен поиск конкретного имени, т.к. таблицы каждой страницы мало связаны друг с другом.
Вторая задача ведения летописи - это старение информации, бумажное издание нестабильно во времени, но стабильно в исполнении. Пока книга издается, она уже стареет - появляются новые изменения и дополнения, рождаются новые потомки.

Третья задача связана с разногласиями множества авторов. Это определение достоверности начал корневых родов. Трудно отыскать две книги, в которых полностью совпадают последовательности имен, особенно в начале шежире. Действительно до массового распространения письменности, по обычаю, каждое шежире передавалось устно. Естественно каждый шежиреши - хранитель, носитель родословной, более всего уверен в точности именно своей версии. Определенные погрешности производятся и составителями различных шежире при переработке рукописей. Поэтому принимаем третье допущение. За истинное начало принимаем версию Мухамеджана Тынышпаева. К ней только добавляем, но не исправляем все, что издается или предлагается в рукописях.

Изучение различных генеалогических программ показывает, что наиболее удобным для массового пользователя является база данных в стандартной программе Екзель или изложение шежире в строчно - табличной форме.

За основу этих исследований принимаем несколько допущений - версий, которые с развитием таблицы могут корректироваться по мере нахождения более убедительных, научно обоснованных элементов Шежире.
Определение периодичности появления нового поколения.

Свойства таблицы в программе Екзеле: ее развитие по своему характеру предполагает расположение имен по горизонтали и вертикали - обычная табличная форма. Естественно, отсюда следует, что каждый шаг по горизонтали определяет переход от поколения к поколению. Трудно найти где-либо определенный научно обоснованный шаг или периодичность появления нового поколения. Поэтому делаем первое простейшее допущение: если у среднего человека первый ребенок появляется в 20 лет, а последний в 40, то период появления поколения можно принять в 30 лет. В соответствии с этим весь период с 1350 года делим по 30 лет до наших дней. Получаем хронологическую шкалу.

Во многих цепочках имен проставляются даты существования наиболее знаменитого предка или батыра, современников и близких авторов. Установка этих имен в свою хронологическую зону обеспечивает и все остальные имена цепочек временем своего существования.

Второе допущение: каждый из детей у одного отца появляется одновременно.

На таких условиях появляется схема расположения поколений от момента появления жузов до наших современников. С 1350 года взятого как года появления корневых родов насчитывается 660 лет или 22 поколения до современного. Многочисленные добавления шежире из самых разнообразных источников в такую схему показывают, что в большинстве расположение поколений совпадает по датам.

В Единое шежире возможно внесение любых дополнений в виде примечаний, описаний событий или личностей, пр. вставок в свободные места на основных листах или внутри ячеек. Внутри ячеек можно вносить неограниченные объемы информации, но читаться это будет только при направленном управлении. При необходимости вывода на печать, эта часть не будет читаться.

Имеется техническая возможность внесения и женской составляющей генеалогий. Каждая женщина также представляет свой род. Внесение этой составляющей позволит по-новому взглянуть на взаимопереплетение всех родов и жузов и на этой основе показать единство нашего народа.


Дальнейшее развитие Единого шежире имеет неограниченные возможности в самых различных направлениях. Оно является основой, фундаментом для решения множества других задач, обществоведческого, философского, медицинского направлений.

Таблица с градуированной единой временнОй шкалой, в которую вошло около 400000 имен (на сентябрь 2002 года), расположенных в строго определенных местах становится основой для восстановления подлинной истории казахского народа. Вся историческая литература, литература по общественным наукам - это учебники истории, литературы, художественные произведения - все, что издавалось с момента возникновения российской колониальной политики до приобретения суверенитета после развала советского строя - все это идеологически обработанные средства массового воздействия, требуют коренного пересмотра и возможно полного отказа от восприятия. Только первоисточники, которые возможно сохранились в личных архивах, или записи, выполненные до "добровольного присоединения Казахстана к Российской империи" могут быть вставлены в соответствующие хронологические места данной таблицы. Сопоставление и кропотливый анализ таких данных могут дать новые взгляды на историю казахского народа.

Значение и место Единого Шежире в казахском обществе

Многие из нас хранят записи о своих родовых корнях, различных исторических фактах, событиях, легендах. Собранные и систематизированные в единой хронологической шкале эти сведения становятся основой для неограниченных и невиданных ранее возможностей в переосмыслении истории происхождения казахов и развития казахского государства на принципиально новых материалах.
Молодежь и дети проявят интерес ко всему этому, принесут из своих домов такие записи. Систематизированные и обработанные в едином формате они заставят задуматься о своем прошлом, настоящем и управлять своим будущем.
Популяризация Единого Шежире может вернуть забываемый обычай народа. Своеобразие, самобытность - это оригинальное отличие нашего народа от многих народов мира обеспечит поток архивных записей в заготовленную форму, поможет восстановить подлинные события прошлого.

Знание истории своего происхождения вызывает интерес к истории своего народа, определению его места в мировом сообществе, национальному возрождению.

Может быть Единое Шежире - станет одним из основных элементов национальной идеи, основой строительства нового государства. Вполне возможно, что сохранившаяся память своего корневого рода всех казахов - генетически запрограммированная необходимость? Язык многими казахами утерян, образ жизни изменен, обычаи забыты, кровь последних поколений разбавляется кровью других народов. Молодежь разделилась на "манкуртов" и "мамбетов", но ЭТО - ЕЛИН КИМ?, РУЫН КИМ? сохранилось у всех.

Может это не спроста?

Сакен КУЛАТАЕВ в своей статье

Этногенез и современная политика предлагает новую государственность

"...созидание новой казахской государственности должно быть начато интенсивным процессом формирования новой этнической системы. При этом, с учетом специфики современного Казахстана, в этот процесс наряду с тремя казахскими субэтносами должны активно вовлекаться представители других национальностей и народностей, проживающих на территории Казахстана, объединенных единым мироощущением и стереотипом поведения..."

"...Так называемая национальная политика, перенесенная из одной этнической реальности в другую, и вовсе непригодна для управления современными национальными (этническими) процессами. Для этого необходимы совершенно новые подходы, основанные на приоритете формирования самостоятельной этнической целостности и создания соответствующих ей социальных структур и общественно-политических институтов.

Во-первых, мы должны признать, что без осознания себя этносом население страны неспособно сформировать и укрепить государственность;
Во-вторых, формирование самостоятельной этнической целостности включает в себя наряду с коренными субэтносами представителей других национальностей, разделяющих общие мировосприятие и стереотипы поведения;

В-третьих, необходим общественный консенсус трех структурных субэтносов в создании новой этносоциальной системы;
В-четвертых, система территориальной организации и управления должна соответствовать природно-ландшафтным особенностям страны, а не слепо опираться на произвольные административно-политические конструкции...."

"...В любом случае, это не этносоциальная политика государства, построенная на основе объективных законов общественного развития и с учетом долговременных исторических интересов народа. Все, что имеет отношение к этническим проблемам, в нынешнем Казахстане сведено к борьбе с так называемым трайбализмом (к тому же негласной), конституционному запрету "родовой розни" и признанию казахского языка государственным. Сами по себе эти меры, безусловно, не в состоянии сплотить нацию и привести к образованию новой этнической системы с высоким уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения людей.

В этих условиях наиболее актуальные и принципиальные вопросы нарождающейся казахской государственности не находят своего решения и накладывают негативный отпечаток на политическую и социальную обстановку в стране."

В советское время коммунисты пытались уничтожить "жузовщину". Этот термин, наряду с "национализмом" потребовался коммунистической идеологии для разжигания вражды между казахами и "уничтожения пережитков прошлого". Это было инструментом запугивания, наказания и оправдания своей колониальной политики.

История и жизнь показывают, что свои корни знает каждый казах.
Множество споров, в настоящее время, происходит вокруг жузовых противостояний во власти, имеется предположение, что в руководстве государства становятся представители старшего жуза. Говорят, что руководители различных рангов выдвигают своих соплеменников. Может быть это и так. А может, эти страсти нагнетаются теми же бывшими коммунистами, с теми же целями.
Может быть, настало время говорить об этом открыто?

Почему бы и нет? Пусть у казахов будет свой путь развития. Жузы. Пусть будут жузы, рода, племена. Но пусть все будет открыто. Пусть союз жузов или старейшин возглавит или примет участие в руководстве государством, как когда-то он управлял борьбой за свободу и независимость. Пусть возродится настоящий совет старейшин - представителей каждого жуза.

И пусть все знают, кто выдвигается по деловым качествам, кто по родственным связям.

Интересную идею государственного устройства на основании союза трех жузов выдвигает Тельман Медеу-улы в сайте

Источник: "Навигатор"

Треугольное государство

"... Испокон веков казахи жили тремя Большими Домами, дополняя и подстраховывая друг друга. Такая общественная организация оказалась оптимальной для небольшого по численности народа, занимающего огромную территорию. Это позволило казахам выжить в трудные годы вражеских набегов, сохранить национальную и культурную самобытность, не потерять завещанные предками земли. С приходом советской власти традиционная организация казахского общества была сломана, вместо Домов, имевших свой особый уклад, возникли удобные для внешнего управления административные области. Назначаемые в области наместники Центра решали ограниченный круг вопросов и после отбытия определенного срока отзывались обратно. Таким образом была разрушена вековая связь людей со своей Землей, их ответственность за свой и общий очаг. Разобщенные люди стали легкой добычей государства, взявшего их под свою опеку. Теперь можно было обещать золотые горы, а давать - остатки с барского стола. Такая колониальная философия оказалась на руку и новым казахстанским властям. Они говорят о сильном казахском государстве, единстве казахской нации, осуждают трайболизм, как пережиток прошлого, а на деле - все больше и больше разделяют людей, лишают их общественной спайки и коллективного сознания.
"...Для обсуждения накопившихся проблем внутренней жизни страны и подготовки референдума о государственном устройстве предлагаем создать при Президенте страны временный Национальный (государственный) совет с равным представительством от каждого из трех жузов.
Внутренняя консолидация казахского общества - сейчас главный вопрос в стране. Без его разрешения страна потеряет имеющиеся шансы на возрождение, а углубляющаяся с годами пропасть между властью и обществом может разрушить нарождающуюся государственность и поставить под сомнение вековую мечту казахов иметь собственное сильное и уважаемое в мире государство.
Надо спешить, времени остается все меньше и меньше."

Настоящая работа может пробудить всеобщий интерес и восстановить обычай уже качественно на современном уровне. Полное генеалогическое древо - это основа для научных исследований в области истории, философии, медицины, и других направлений.
В народе ходят различные разговоры, что такому-то роду свойственны отличия в физических данных, например, в росте, цвете кожи, глаз. Имеются ли научные данные - неизвестно. Но интересно. И кто-нибудь это сможет доказать, опираясь на Единое Шежире.
Широко известны факты существования наследственных болезней, продолжаемых 2-3 поколения. Шежире позволяет проследить их в течение 20 поколений и более. Предполагается рост и распространение Шежире и в будущее, когда медицина по достоинству оценит его необходимость.
Если будет создано шежире с географической ориентацией, то можно будет отследить последствий ядерных взрывов, др. экологических катастроф на потомках тех, кто жил в то время на той территории.

Одним из основных достоинств, предложенного способа соединения и отображения Единого Шежире, является невиданная ранее возможность составления списков имен людей - современников всех родов всех жузов любого события с 13 века до настоящего времени.

Перспективы и задачи дальнейшего развития Единого Шежире

В идеале Единое Шежире - это упорядоченный сборник имен всех казахов, живших с 1350 года до современников. Его составление задача всех казахов, а значит задача государства. Необходимо знакомить с ним всех и, в первую очередь, учащуюся молодежь. Наиболее целесообразно ввести специальный раздел на уроках истории. Чтобы ученики и студенты не просто изучали, а и вводили свои данные, оставленные им своими аташками.

Таким образом, данная работа из разряда любительского коллекционирования переходит в разряд профессиональных исследований. Каждую из поставленных выше задач необходимо решать на научном уровне. Если государство возьмется за продолжение этих работ, то возможно создание истинной истории происхождения и жизни казахского народа. Для этого сейчас нужна профессиональная работа специалистов историков, политиков, арабистов, философов, медиков, антропологов.

The Academy of Sciences
of the Republic of Kazakhstan.
The department of rare books
of the Central scientific library.
Scientific and practical conference
devoted to 70 years of library.
18 of September of 2002.


Halidullin Oleg Hanyshevich

The Report

The project of the revival of old kazakh custom is the creation of Common Shezhire.

20 years ago Sangispayev Nabish Halidullovich, my uncle, the elder brother of my father entrusted to systematize the numerous records of relatives which he collected during all his life regularly attending aksakals of Semipalatinsk region. Those were the fragments of shezhire of the Nayman gender, which were expounded in a form of regular name lists or in a form of scheme of great number of rectangles with names.
I became interested in and collect different booklets and books where the Naymans were. Especially a lot of accessions appeared after the collapse of the Soviet Union.
By the 2000 year when my uncle was died a lot of books were collected in which many materials about many other genders were turned out. At the funeral feast I promised to establish an original monument to my uncle. It was the creation of a cite-shezhire of all the Kazakhs. So a non-significant aim of private family character developed in a product of public and patriotic plan of the all kazakh people.
The Common Shezhire cite was created.

http://www.elim.kz It was turned out that the site was not a finishing of works but the base of endless chronicle. A numerous letters and opinions on the site show that this project is needed to all the
Kazakhs. Every day the flow of data replenishing Shezhire increases. The Kazakhs rite from many countries of the word: from America and Germany, Japan and China, Saudi Arabia and Russia.

The principles of Common Shezhire creation.

One of the main tasks of shezhire writing is the placement of tree branches on the standard sizes. The analysis of book variants shows that simply lists of name consequence going one by one are packing more closely. Beginnings of chains are taken from the end of previous ones without any rules. However the search of specific names claims the reading of all list. Schemes of rectangles placement on the page readable more easy but the problems of page filling up are appeared. A lot of spare place remains. Also the search of specific name is made difficult as the tables of every page are connected a little with each other.
The second task of the chronicle leading is a becoming obsolete of information, paper edition is not stable in a time but stable in fulfilling. During the edition of the book it is becoming obsolete already as a new changers and additions are appearing, new descendants are giving birth to.

The third task is connected with disagreements of a great number of authors. It is a definition of trustworthy of the root genders beginnings. It is difficult to find two books, in which the followings of names coincide completely, especially in the beginning of shezhire. Really, by the custom, before the mass spreading of literature every shezhire was passed orally. Naturally, every shezhireshi is a keeper, bearer of genealogy, is a very assured of accuracy of exactly his version. Compilers of different shezhire at the re-making of manuscripts also make the definite errors. Because of it we accept the third admission. The version of Muhamedzhan Tynyshpayev we accept as the real beginning. We only add to it but not correct everything that is edited or suggested in manuscripts.

The learning of different genealogical programs shows that the more suitable for mass using is the data base in standard Excel program or the statement of shezhire in line and table form.
For the base of these researching we take several admissions-versions which with a developing of table can be corrected by the presence of more convincing, scientifically based elements of Shezhire.
The determination of the periodically of new generation emergence.

The properties of table in the Excel program are its developing by its character supposes the arrangement of names by horizon and vertical line. It is a general table form. Naturally, it is following from it that every step by the horizon determines the transition from generation to generation. It is difficult to find anywhere a definite scientifically based step or a periodically of new generation appearance. Because of it we make the fist the simplest admission: if the average man has his first child at 20 years and the last one at 40, so the period of generation appearance we can accept at 30 years. In accordance with it all the period from 1350 we divide by 30 years before our days. We receive chronological scale.
In many chains of names dates of existence of more famous ancestor or batyr, contemporaries and near authors are filled write in. The establishment of these names in its chronological zone provides all the rest names of chains for the time of its existence.
The second admission: everyone from children of one father appears simultaneously.
At these conditions the scheme of arrangement of generations from the moment of appearance of zhuzes till our contemporaries appears. From 1350 as from the year of appearance of root genders 660 years or 22 generations till contemporary is counted. Numerous additions of shezhire to such scheme from different sources show that in majority the arrangement of generations is coincides by dates.
It is possible to make any additions in Common shezhire in the shape of notes, descriptions of events and persons, other insertions in spare places on the base sheets or inside of cells. It is possible to enter unlimited volumes of information in to the cells but it will be reading only at directed management. At the necessity of printing this part will be not readable.
Also there is technical possibility of entering female component of genealogies. Every woman also represents her gender. The entering of this component will let in a new way to look at the mutual binding of all genders and zhuzes and on this base to show the unity of our people.

The further development of Common Shezhire has unlimited possibilities in different ways. It is a base, foundation for the solution of many other tasks, social scientific, philosophical, medical ways.

The table marked with the common temporal scale in which was entered about 400000 names (September of 2002), situated in strict definite places becomes the base for the restoration of original history of kazakh people. All the historical literature, public sciences literature is the text-books of history, literature, artistic works. It is all that was published from the moment of rise of Russian colonial politics till gaining of the sovereignty after collapse of soviet system. There are all ideologically worked means of mass influence and demands of root revision and possibly total refusal from perception. Only origins, which were kept in a private archives or records, made before "voluntary joining of Kazakhstan to Russian empire" can be established in the proper chronological places of this table. Comparison and laborious analysis of such data can give new views on the history of kazakh people.

The Meaning and Place of Common Shezhire
in Kazakh Society


Many of us keep the records about our gender roots, different historical facts, events, legends. Collected and systemized in one chronological scale this information becomes the base for the unlimited and unprecedented before possibilities in re-sense of history of the Kazakhs origin and development of kazakh state on the principally new materials.
Young people and children will show interest to everything, they will bring such records from their homes. Systemized and worked in the common size they will make to meditate on their last, the present and to manage by their future.
Popularization of Common shezhire can give back forgotten custom of nation. Peculiarity, distinctness is an original difference of our nation from many people of the world will provide the flow of archive records in a stored form, will help to reestablish the original events of the past.
The knowledge of our origin history arouses the interest to the history of our people, to the determination of our place in the world association, national revival.
May be Common Shezhire will become one of the main elements of national idea, the base of construction of the new state. It is possible enough that saved memory of the root gender of all the Kazakhs is a genetically programmed necessity. The language is lost by many Kazakhs, the way of life is changed, customs are forgotten, the blood of last generations is diluted by the blood of other nations. Young people are divided on "mankurts" and "mambets" but THIS ELIN KIM? RUYIN KIM? was kept by everyone.

May be it is not artlessly?

Saken Kulatayev in his article


Ethnoginez and modern politics suggests a new statement.

"...creation of new kazakh statement must be started by the intensive process of formulation of new ethnic system. Besides, with the discount of specific of modern Kazakhstan in to this process parallel with three Kazakh subethnoses must be involved representatives of other nationalities living on the territory of Kazakhstan, united by the common world-felling and stereotype of behavior..."
"...So called national politics carried out from one ethnic reality into another is not suitable for the management by the modern national (ethnical) processes at all. It is necessary for it an absolutely new ways, based on the priority of the formulation of independent ethnical safety and creation of proper social structures and public and political institutions.

At first, we have to recognize that the population of the country is not able to formulate and strengthen the statement without recognition himself as the ethnose;

Secondly, the formulation of independent ethnic safety includes parallel with root sub-ethnoses of representatives of other nationalities, which divide common world-exception, and stereotypes of behavior;

Thirdly, the public consensus of three structural sub-ethnoses is needed in creation of new ethnosocial system;

Fourthly, the system of territorial organization and management must correspond to natural and landscape specifications of the country but not to lean blindly on arbitrary administrative and political constructions..."

"...In any case, it is not an ethnosocial politics of the state which was built on the base of objective laws of public development and with account of lasting historical interests of nation. Everything that has an attitude to the ethnic problems in present Kazakhstan is reduced to the struggle with so called traybalizm (moreover privet), to the constitutional interdiction of "gender difference" and to the acknowledgement of kazakh language as state one. These measures by themselves, certainly, are not able to unite the nation and to bring to the formation of new ethnic system with the high level of passionar tension and corresponding stereotype of people behavior.

In these conditions more actual and principle questions of growing kazakh statement does not find their solution and put the negative imprint on the political and social situation in the country."

In soviet time communists tried to destroy a "zhuzovshchina". This term parallel with "nationalism" was needed to communist ideology for the rousing an anmity among the Kazakhs and "destruction of remnants of the past". It was an instrument of intimidation, punishment and justification of their colonial politics.
The history and life show that every kazakh knows his roots.
Nowadays many debates occur near zhuz oppositions in the authority. There is a supposition that representatives of elder zhuz become in management of the state. Someone tells that leaders of different ranks moves out their tribal people. May be it is true. But may be these passions are forced by the same former communists with the same aims.
May be it is time to talk about it frankly?
Why not? Let the Kazakhs has their own way of development. Zhuzes. Let be zhuzes, genders, tribes. But let it be frankly. Let the union of zhuzes or elders heads or take part in management of the state as once he managed by the straggle for the freedom and independence. Let a real council of elders, the representatives of every zhuz revivals.
And let everyone knows who moved out with business qualities and who with relatives connections.
Telman Medeu-uly moves out an interesting idea of state arrangement on the base of the union of three zhuz in site

"Navigator"

Triangular state

"... From time immemorial the Kazakhs lived by three Big Houses adding and insuring each other. Such public organization turned out optimal for little numbers of nation occupying a large territory. It let the Kazakhs survive in difficult years of enemy raids, keep national and cultural originality, not to lose lands bequeathed by ancestors. Traditional organization of kazakh public was destroyed with the coming of soviet power, instead of Houses which had their specific structure administrative regions suitable for the external control appeared. Viceregents of the Center which were appointed in the region decided limited circle of questions and after departure of definite period were called back. By such way century link of people with their Earth, their responsibility for their and common hearth was destroyed. Separated people become an easy extraction of the state, which took them under its guardianship. Now one could promise golden mountains but give the rests from the lordly table. Such colonial philosophy suited for new kazakhstan authorities. They talk about strong kazakh state, unity of kazakh nation, they condemn traybolism as a remnant of the past. But really they separate people, deprive of their public solder and collective consciousness more and more.

"...We suggest to create a temporal National (state) council by the President with the equal representation from every of three zhuzes for the discussing of accumulated problems of inner life of the country and for the preparing referendum about state structure.

Inner consolidation of kazakh society is the main question in the country. Without solving it the country will lose chances of revival and an abyss between authority and society deepening with the years can destroy rising statement and put under the doubt an age-old dream of the Kazakhs to have own strong and respectful state in the world.

It is necessary to hurry up as it is less and less time remains."

This work can arouse a general interest and restore a custom qualitatively on the modern level already. The total genealogical tree is the base for the scientific investigations in the sphere of history, philosophy, medicine and other directions.
There are different talks in the people that some gender has peculiar differences in physical data. For example, in height, color of skin, eyes. It is unknowably if there are scientific data. But it is interesting. And somebody could prove it leaning on Common Shezhire.
The facts of existence of hereditary diseases lasting for 2-3 generations is a well-known. Shezhire lets keep track of them during 20 generations and more. It is supposed a growth and spreading of Shezhire in the future when the medicine will evaluate its necessity by dignity.
If shezhire will be created with geographical orientation one can look after consequences of nuclear explosions, other ecological catastrophes at the descendants of those who lived in that time on that territory.

One of the main dignities, suggested way of joining and reflection of Common shezhire is an unprecedented before the opportunity to compile lists of names of the people who are contemporaries of all genders of all zhuzes of any event from 13 century till the present time.

Prospects and problems of further development of Common Shezhire

Ideally Common Shezhire is a regularly names collection of all the Kazakhs lived from 1350 till contemporaries. Its compiling is the task of all the Kazakhs and it means the task of the state. It is necessary to acquaint everyone with it and at first, a studying young people. It is more advisable to enter a specific division at history lessons. That pupils and student not simply study but enter their data left by their atashkas.
So this work goes from category of amateur collecting to the professional research category. It is necessary to solve every of above tasks on scientific level. If the state undertakes for the continue of these works it is possible the creation of a true history of origin and life of kazakh people. Now it is necessary a professional work of history specialists, politicians, arabists, philosophers, doctors, anthropologists for it.

Перевод Щепетковой Елены